Марка: АСМ | Класс: Алюминиевый антифрикционный сплав |
Использование в промышленности: для получения биметаллической ленты со сталью методом прокатки с последующей штамповкой вкладышей с толщиной антифрикционного слоя менее 0.5 мм. |
Химический состав в % сплава АСМ |
Fe | до 0,75 | |
Si | до 0,5 |
Mn | до 0,2 |
Al | 91,05 - 96,2 |
Cu | до 0,1 |
Mg | 0,3 - 0,7 |
Zn | до 0,1 |
Sb | 3,5 - 6,5 |
Дополнительная информация и свойства |
Твердость материала: HB 10 -1 = 22 - 30 МПа |
Механические свойства сплава АСМ при Т=20oС |
Прокат | Размер | Напр. | σв(МПа) | sT (МПа) | δ5 (%) | ψ % | KCU (кДж / м2) |
| | | 85-95 | 32-46 | 30-38 | 45-52 | |
Физические свойства сплава АСМ |
T (Град) | E 10- 5 (МПа) | a 10 6 (1/Град) | l (Вт/(м·град)) | r (кг/м3) | C (Дж/(кг·град)) | R 10 9 (Ом·м) |
20 | | | | 2830 | | |
Производство биметалического листового проката АСМ-железо: прокатка биметаллических полос осуществляется в холодном состоянии пакетным методом. В качестве исходных материалов используется: сталь 0,8кп по ГОСТ 1050—60 или армко-железо по ГОСТ 3836—46. Химический состав сплава АСМ отвечает ГОСТ 4784—49 (3,5—6,5% Sb; 0,3—0,7% Mg, остальное алюминий). Слитки сплава АСМ, отлитые полунепрерывным методом, фрезеруют с поверхности. Затем прокатывают при температуре 500—540° С. Полосы разрезают на карточки, которые подвергают холодной прокатке до толщины 4—5,5+0-25 мм. Карточки сплава АСМ отжигают стопами в печах с принудительной циркуляцией воздуха и зачищают проволочными щетками.
Карточки армко-железа толщиной 7,2—14 мм обезжиривают и травят в 10%-ной H2S04 и также подвергают зачистке на механических щетках (диаметр проволоки 0,3 мм, окружная скорость 5—7 м/сек).
Пакет собирают непосредственно перед прокаткой. Для лучшей задачи в валки делают некоторое смещение карточек.
Удельные давления при обжатии 48—50% составляют 50— 54 кГ/мм2, что обеспечивает достаточно высокую прочность сцепления слоев. В качестве смазки применяют керосин. Прокатанные полосы отжигают при температуре 450° С с выдержкой в печи 16 ч. Последующая операция заключается в обрезке кромок и правке.
Прокатку на окончательный размер производят в два перехода с суммарным обжатием от 15 до 20%, удельные давления достигают 70—74 кГ/мм2.
Значительная ликвация сурьмы и магния в сплаве АСМ, происходящая в процессе литья слитков, приводит к образованию хрупких кристаллов химического соединения с сурьмой на поверхности листов. Хрупкое соединение на границе слоев вызывает расслоения при правке, гибке, штамповке и других видах пластической деформации биметаллических полос. Для предотвращения этого явления была усовершенствована существующая технология путем введения подслоя алюминия между сплавом АСМ и армко-железом в процессе горячей прокатки. Толщину плакирующего слоя алюминия определяют, исходя из толщины прослойки алюминия в готовой полосе, равной 0,05 мм. Применение пластичной прослойки алюминия улучшило качество полос. Проверка прочности сцепления слоев при наличии подслоя уменьшила брак биметалла по расслоению с 6,5 до 0,6%.