Алюминий Д1

Марка: Д1 Класс: Алюминиевый деформируемый сплав
Использование в промышленности: для лопастей винтов, узлов креплений, строительных конструкций и т.д
Химический состав в % сплава Д1
Fe до 0,7
Si до 0,7
Mn 0,4 - 0,8
Ni до 0,1
Ti до 0,1
Al 91,6 - 95,4
Cu 3,8 - 4,8
Mg 0,4 - 0,8
Zn до 0,3
Дополнительная информация и свойства
Удельный вес: 2700 кг/м3
Твердость материала:
HB 10 -1 = 95 МПа
Закалка дуралюмина Д1: проводится при 495-510 °С (все виды полуфабрикатов), старение при 20 °С более 96 часов
Механические свойства сплава Д1 при Т=20oС
Прокат Толщина или
диаметр, мм
E, ГПа G, ГПа σ-1, ГПа σв, (МПа) σ0,2, (МПа) δ5, (%) ψ, % σсж, МПа KCU, (кДж/м2) KCV, (кДж/м2)
Пруток
до 50
72
27
260
Профиль прессованный
до 10
360
220 12
Профиль прессованный свыше 20 410 250 10
Механические свойства сплава Д1 при низких температурах
Прокат T испытания σв, (МПа) σ0,2, (МПа) δ5, (%) ψ, %
Штамповка закаленная и состаренная, все размеры
20
-70
-196
460
460
580
280
310
380
21
25
23
Физические свойства сплава Д1
T (Град) E 10- 5 (МПа) a 10 6 (1/Град) l (Вт/(м·град)) r (кг/м3) C (Дж/(кг·град)) R 10 9 (Ом·м)
20 0.72 2800 54
100 22.9 130 922

Характеристика дуралюминия Д1 (и сходных сплавов): сплавы системы Аl—Сu—Mg. Дуралюмины Д1, Д16, Д18, Д19, ВД17 упрочняются термической обработкой; характеризуются хорошим сочетанием прочности и пластичности.

Применяются: Д1 — для лопастей воздушных винтов, узлов креплений, строительных конструкций и др.;

Д16 — для силовых элементов конструкций самолетов (шпангоуты, нервюры, тяги управления, лонжероны), кузовов грузовых автомобилей, буровых труб и др.; Д19 — для тех же деталей, что и из сплава Д16, но работающих при нагреве до 200—250 °С; В65, Д!8 — для заклепок; ВД17 — для лопаток компрессора двигателей, работающих при температуре до 250 СС. Дуралюмины хорошо свариваются точечной сваркой и практически не свариваются плавлением из-за высокой склонности к трещинообразованию.

Сплавы Д1, Д16 в искусственно состаренном состоянии имеют улучшенную коррозионную стойкость, которая не снижается при повышенных температурах эксплуатации деталей, и более высокие значения σ0,2 и σВ.

Производство проката(трубы) из сплава Д1 (и подобных) методом холодного прессования: с повышением скорости прессования повышается тепло деформации и уменьшается его рассеивание в окружающую среду, температура металла в очаге деформации повышается. По этой причине при горячем прессовании скорости ограничены небольшими величинами, так как диапазон At между температурой появления термотрещин и температурой начального нагрева заготовки весьма узок, и повышение скорости прессования может повлечь за собой недопустимый разогрев металла в очаге деформации и возникновение термотрещин. При холодном прессовании этот диапазон в несколько раз шире. Например, для сплава Д1 температура образования термотрещин равна 520° С, а температура нагрева заготовки при горячем прессовании около 420° С, т. е. At = 100°. При холодном прессовании At = 520 — 20 = 500°. Это позволяет значительно повысить скорости прессования.

В условиях холодного прессования скорость деформации влияет на величину сопротивления деформации SД и влияние это не монотонно. При сравнительно невысоких скоростях деформации с повышением скорости величина SД повышается. Но по мере дальнейшего повышения скорости наступает такой момент, когда вследствие малой длительности процесса тепло деформации не успевает рассеяться в окружающую среду, полностью аккумулируется в деформируемом металле и процесс приближается к адиабатическому. В этом случае SД по мере дальнейшего роста скорости деформации начинает снижаться из-за разогрева прессуемого металла и перехода деформации в другие температурные условия. В работе определены точки перегиба на кривой SД = f (w) для сплава АД1 при относительной скорости деформации до = 2,5 сек-1 и для сплава Д1 при w = 2,0 сек-1 холодном прессовании приведена в таблице.

Температура металла в пластической зоне при прессовании холодных заготовок
Вид полуфабриката Марка сплава Вытяжка Начальная скорость прессования мм/сек Максимальная температура металла, °С
Пруток АД1 11 — 16 150 158 — 195 *
АВ 11 — 16 150 294 — 315
Д1 11 — 16 150 340 — 350
Д1 31 65 308
Труба АД1 11—23 150 185—238
АМг2 11—23 150 314—358
Д1 17—23 150 373—378

* Верхние значения температур металла относятся к максимальным значениям выгяжки.

Деформационное тепло, образующееся в пластической зоне, в общем случае рассеивается в окружающую среду (непропрессованную часть слитка, инструмент). Так как рассеивание тепла — процесс, протекающий во времени, то чем меньше скорость прессования, тем ниже температура металла. С повышением скорости прессования потери тепла уменьшаются и температура металла в пластической зоне растет. В этом периоде наблюдается интенсивное влияние скорости прессования на температуру металла.

Изменение температуры металла может быть определено аналитически. Ниже приводятся формулы для аналитического расчета температуры разогрева металла At, дающие удовлетворительную сходимость с экспериментальными данными:

1) адиабатические условия At° = 3,2oп;

2) прессование при пониженных скоростях и наличии теплообмена.

Следствие изменения температуры металла в пластической зоне по ходу прессования — неравномерность температуры пресс-изделия, выходящего из канала матрицы. В общем случае выходная часть прессизделия более холодная, чем утяжинная, и это может привести к неравномерному распределению механических свойств по длине прессизделия. Следует, однако, иметь в виду, что неравномерность температуры прессизделия, а следовательно, и свойств подлине при оптимальных скоростях прессования локализуется в выходной части на 10—15% общей длины прессизделия. В ряде случаев неравномерность свойств устраняют последующей термообработкой.

Положительные результаты получены при холодном прессовании труб с предварительной частичной прошивкой заготовки.

При прошивке заготовки температура ее несколько повышается, и выходной конец изделия выходит более нагретым по сравнению с начальной температурой заготовки, т. е. температурное поле очага деформации во времени выравнивается и, как следствие, выравниваются свойства прессизделия.

Краткие обозначения:
σв - временное сопротивление разрыву (предел прочности при растяжении), МПа
  ε - относительная осадка при появлении первой трещины, %
σ0,05 - предел упругости, МПа
  Jк - предел прочности при кручении, максимальное касательное напряжение, МПа
σ0,2 - предел текучести условный, МПа
  σизг - предел прочности при изгибе, МПа
δ5,δ4,δ10 - относительное удлинение после разрыва, %
  σ-1 - предел выносливости при испытании на изгиб с симметричным циклом нагружения, МПа
σсж0,05 и σсж - предел текучести при сжатии, МПа
  J-1 - предел выносливости при испытание на кручение с симметричным циклом нагружения, МПа
ν - относительный сдвиг, %
  n - количество циклов нагружения
sв - предел кратковременной прочности, МПа   R и ρ - удельное электросопротивление, Ом·м
ψ - относительное сужение, %
  E - модуль упругости нормальный, ГПа
KCU и KCV - ударная вязкость, определенная на образце с концентраторами соответственно вида U и V, Дж/см2   T - температура, при которой получены свойства, Град
sT - предел пропорциональности (предел текучести для остаточной деформации), МПа   l и λ - коэффициент теплопроводности (теплоемкость материала), Вт/(м·°С)
HB - твердость по Бринеллю
  C - удельная теплоемкость материала (диапазон 20o - T ), [Дж/(кг·град)]
HV
- твердость по Виккерсу   pn и r - плотность кг/м3
HRCэ
- твердость по Роквеллу, шкала С
  а - коэффициент температурного (линейного) расширения (диапазон 20o - T ), 1/°С
HRB - твердость по Роквеллу, шкала В
  σtТ - предел длительной прочности, МПа
HSD
- твердость по Шору   G - модуль упругости при сдвиге кручением, ГПа
almata@zakaz-met.ru
Ваш город: Алматы
Наверх
Напишите нам