ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения
ГОСТ Р 52289-2019 регламентирует различные технические средства, применяемые при организации дорожного движения. Группа компаний «МеталлЭнергоХолдинг» использует данный регламент при проектировании и изготовлении оборудования, а также помощи в размещении и установке подобных средств.
Применение и используемые стандарты
Стандарт от 2019 года введен в эксплуатацию в апреле 2020 года, наследует нормы 2004 года, содержит актуальные поправки от 2021 года. Регламент полностью соответствует требованиям Европейской конвенции, касающейся использования, установки дорожных знаков и разметки трасс различного предназначения, принятой в 1968 году (актуализированы поправки от 1971 и 1995 годов). Кроме знаков и разметки данный документ обращает внимание на нормы по светофорам, боковым ограждениям и разнообразным направляющим движение устройствам. Нормы, используемые в стандарте:
Направление использования | ГОСТ |
Дороги, состояние | 33220, Р 50597, СП 34.13330 |
Классификация и маркировка опасных грузов | 19433 |
Ограждения строительных площадок, дорожные | 23407, 33127, 33128, 33129, Р 58351 |
Временные средства организации движения | 32757, 32758 |
Размещение объектов сервиса | 33062 |
Элементы обустройства | 32846, 33151, Р 52766 |
Тумбы | 32759 |
Сигнальные столбики | 32843, Р 50970 |
Световозвращатели | 32866, Р 50971 |
Знаки и опоры к ним | 32945, 32948, Р 52290 |
Разметка | 32952, 32953, Р 51256 |
Светофоры | 33385, Р 52282 |
Настоящий стандарт рассматривает разные понятия и термины, используемые в организации дорожного движения на федеральных, городских или сельских трассах. В частности, используются следующие определения:
- средства организации движения;
- знаки – основные и дублирующие, а также предварительные, повторные, дополнительной или переменной информации;
- линии, надписи и иные обозначения на дорожном полотне – разметка;
- направляющие островки и островки безопасности;
- светофоры и светофорные объекты;
- ограждения (характеристики, особенности, свойства) и разделительные полосы.
Эксплуатация регламента позволяет грамотно (по отечественным и международным стандартам) организовывать дорожное движение, устанавливать сигнализирующую аппаратуру и знаки, правильно размечать и ограничивать поведение транспорта и пешеходов на постоянной или временной (ремонтные работы) основе.
Основы применения
Описываемые технические средства можно применять в случаях, предусмотренных данным регламентом, либо в иных ситуациях, когда внедрение вспомогательных элементов необходимо. Запрещено размещать посторонние предметы (не предусмотренные регламентом) на дорожных полотнах, а также наносить разметку и изображения, не соответствующие нормам ГОСТ. На знаках, светофорах и других контролирующих движение предметах запрещается размещать постороннюю информацию, в том числе рекламного характера.
Светофоры и знаки, контролирующие движение транспорта или пешеходов необходимо устанавливать таким образом, чтобы они воспринимались непосредственным участником движения (учитываются углы обзора и дальность, удобство видения). Также необходимо правильно разместить средство, чтобы оно не перекрывалось другими предметами, не закрывало обзор для других, важных составляющих дорожного движения. Знаки и светофоры, устанавливаемые временно, а также не участвующие в организации движения на период изменения, корректировки, дорожных и ремонтных работ, допустимо закрывать специализированными чехлами, затрудняющими прочтение.
Нередко для проведения различных экспериментов требуется размещение на дорогах технических средств, непредусмотренных данным ГОСТ. В этом случае необходимо получить разрешение на проведение экспериментальных испытаний, указать список применяемых средств, цели эксперимента. Документальное разрешение выдается федеральной государственной автомобильной инспекцией (ГАИ).
Особенность размещения дорожных знаков
Постоянные и временные дорожные знаки устанавливаются на специальных опорах или осветительных столбах. Они должны соответствовать нормам по размерам, окраске. Для устанавливаемых знаков имеются следующие требования, обязательные к соблюдению:
- место установки строго обозначает направление действия (проезжая часть или тротуар, велосипедная или пешеходная дорожка, трамвайный путь);
- знак должен быть виден на расстоянии не менее 100 м (или 50 м при ограничении скорости движения);
- знак монтируется справа от дороги, либо над ней, лицевой стороной по прямому направлению движения;
- ряд знаков, монтируемых на дорогах с многополосным движением обязательно дублируются;
- расстояния от края знаков до поверхности регламентируются данным стандартом;
- на пересекающихся частях дорожного полотна знаки монтируются непосредственно до перекрестка, либо на расстоянии от него (25 или 50 м);
- допускается устанавливать знаки на фасадах домов, других объектов, если иные условия размещения затруднительны.
Также учитывается расстояние от знака до линий электропередач (не менее 1 м). Знаки бывают четырех типоразмеров, каждый из которых соответствует месту и условию размещения. Не допускается применять знаки других размеров и типов. В зависимости от размера дорожного знака для информации, представляемой на нем используются буквы от 75 до 500 мм высотой. Особое внимание уделяется таким показателям, как световозвращающий эффект, видимость в плохих условиях, фотометрические параметры знаков с переменной информацией (яркость, ширина светового луча).
Предупреждающие знаки
Безопасность дорожного движения гарантируется информированностью его участников, потому ряд знаков имеет предупредительный характер – опасные участки дороги, с обязательным принятием необходимых мер. Так для знаков предупреждающего характера определяются стандарты размещения для скорости движения:
Скорость (км/ч) | Расстояние (м) | |
видимости | остановки | |
30 | 90 | 45 |
40 | 110 | 55 |
50 | 130 | 75 |
60 | 170 | 85 |
70 | 200 | 125 |
80 | 250 | 150 |
90 | 300 | 175 |
100 | 350 | 200 |
110 | 400 | 225 |
120 | 450 | 250 |
130 | – | 300 |
Знаки предупреждения, обеспечивающие безопасное движение по дорогам различного типа могут быть следующие:
- железная дорога или трамвайные пути;
- пересечения с различными дорогами (равнозначная, круговое движение);
- светофоры, опасные участки дороги;
- разводные мосты, выезд на набережную, тоннели;
- спуски или подъемы крутого типа, опасные обочины;
- особенности дорожного полотна (естественные или искусственные неровность, скользкая поверхность);
- пешеходные переходы, детские учреждения;
- участки перегона скота или появления диких (лесных) животных;
- особенности климата (камни, сильный ветер, заторы).
Информационные знаки подобного типа должны устанавливаться в прямой видимости, предупреждая участников движения задолго до того, как они столкнутся с непосредственным описываемым участком дороги.
Приоритетные и запрещающие знаки
Чтобы определить очередность движения по тому или иному участку дороги, применяются приоритетные обозначения. К таким знакам относятся обозначения главной дороги и ее окончания, пересечения со второстепенной дорогой или ее примыкание, знак уступки, либо ограничивающий движение без предварительной остановки.
Запрещающие знаки строго ограничивают действие участников движения – ограничение въезда, движения различного типа средств (механические, грузовые, определенных габаритов или тоннажа) или пешеходов, поворотов, обгонов или разворотов. Кроме того, существуют запрещающие обозначения, информирующие о впереди стоящем таможенном контроле, опасностях на дороге, контрольных пунктах, которые запрещено проезжать без остановки, ограничивающие скоростной режим.
Предписывающие, информационные и сервисные знаки
Используются обозначения не строгого, но информационного или руководствующего характера. К таким можно отнести следующие типы:
Категория | Виды |
Предписывающие | Направление движения |
Объезды | |
Круговое движение | |
Велосипедные или пешеходные дорожки | |
Ограничение скорости | |
Предписывающие особые | Автомагистраль или автомобильная дорога |
Одностороннее или реверсивное движение | |
Разграничение движения для различных транспортных средств (велосипеды, маршрутный транспорт) | |
Полосность движения и его направление | |
Остановки маршрутного транспорта | |
Пешеходные переходы | |
Жилая зона, населенные пункты | |
Информационные | Рекомендации скоростного режима |
Места для разворотов и обгонов | |
Парковка | |
Подземные переходы | |
Тупики | |
Указатели направлений, схемы движения | |
Объекты, расстояния | |
Стоп-линии, схемы объездов | |
Знаки фото- и видео-фиксации | |
Информационные дополнительные | Расстояния |
Зоны и направления действия | |
Виды транспортных средств | |
Временные ограничения | |
Стоянки и предлагаемые услуги | |
Препятствия, работа спецсредств | |
Сервисные знаки | Станции технического или медицинского обслуживания |
Гостиницы, места отдыха | |
Заправки обычные, электромобилей | |
Бассейны, пляжи, туалеты |
Сведения, представленные на вышеописанных обозначениях, помогают сориентироваться даже в тех местах дорожного движения, где участник пребывает в первый раз.
Дорожная разметка, ограждения и монтаж светофоров
Наносимая на полотно разметка бывает двух типов – стационарная (постоянная) или временная. Последняя наносится во время проведения технических работ или ремонта. Оба типа учитывают такие показатели, как коэффициент яркости, световозвращения на сухом или мокром покрытии, при искусственном или естественном освещении. Для четырех категорий дорог с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием отбираются необходимые эмали белого, желтого или оранжевого цветов.
Светофоры монтируются на необходимых участках дороги в стационарном порядке или временно (по необходимости), чтобы контролировать очередность движения, либо предупреждать участника движения о впереди стоящем участке дороги (переход, опасный участок). Всего существует не менее десяти типов светофорного оборудование, размещение каждого из которых соответствует непосредственно ситуации на полотне или участке дороги.
Чтобы грамотно разграничить дорожное полотно, оградить некоторые участки – используются различные типы ограждения, в том числе прошедшие проверку на разнообразные показатели, типа удерживающей способности. Монтируются барьерные ограждения на разных участках – отделение дороги от тротуара, обочины, опасного участка.
Применение регламента
ГК «МеталлЭнергоХолдинг» использует данные нормы при производстве различного оборудования и специфического оснащения организации движения на дорогах. Кроме основных пунктов регламента имеется шесть справочных приложений, содержащих информацию о размерах, обозначениях, правилах нанесения символов и разметки на знаки, полотно дороги. Соблюдение всех норм обязательно и соответствует ГОСТ Р 52289-2019, регламентирующему все технические средства организации дорожного движения.